Масло орехового дерева ханга, растущего на Филиппинах по составу мало чем отличается от нефти. Во время Второй мировой войны маслом из орехов японцы заправляли танки.
90-е годы ознаменовались в современной России рождением понятия массовая эмиграция. Падение железного занавеса и открытие границ немало способствовало началу масштабного исхода российских граждан в дальние и не очень дальние страны. Спрос рождает предложение, и последующие 10 лет в России шло бурное формирование рынка иммиграционных услуг.
Если вначале две с половиной никому не известные конторы обеспечивали нашим гражданам выезд в полторы страны, то теперь иммиграционные фирмы, работающие в России, исчисляются десятками - равно как и предлагаемые россиянам страны будущей иммиграции. Постепенно и среди фирм, и среди стран определились лидеры и аутсайдеры, "массовики", работающие на поток, и "эксклюзивщики", предлагающие иммиграцию из разряда "не для всех".
Во всем этом великолепии лишь одно "но": обилие бравурной рекламной информации при почти полном отсутствии информации просветительского характера порождает дикий сумбур в головах россиян, плохо ориентирующихся в области иммиграции. Туристы, которым всего-то на всего предстоит провести на чужбине пару-тройку недель, и те порой пребывают в растерянности. Что уж говорить об иммигрантах, для коих отъезд из страны - поворотный этап в жизни.
У СЕМИ НЯНЕК ДИТЯ БЕЗ ГЛАЗУ
Эмигранты всегда были и сейчас остаются самыми незащищенными среди всех категорий граждан России, выезжающих за рубеж. Хотя бы потому, что до сих пор наше законодательство обходит иммиграционную сферу гробовым молчанием. Мало того, что в стране отсутствует собственно российский закон об эмиграции, существование иммиграционных фирм на территории нашей страны тоже никем и ничем не регулируется. Туристические и образовательные конторы, фирмы по трудоустройству за рубежом обязаны получать лицензию на свою деятельность, что порождает, если не саму ответственность, то хотя бы теоретическую возможность существования таковой. А вот закона о лицензировании работы иммиграционных фирм в России нет - даже несмотря на то, что многие их представители неоднократно обращались к властям с просьбой его принять.
МИД, МВД, миннац (одним из департаментов которого стала теперь Федеральная миграционная служба РФ), минюст и прочие "мины" до сих пор задумчиво ищут меж собой крайнего, на которого можно возложить контрольные функции. У каждого министерства находится масса благовидных причин уйти от ответственности. Иностранные представительства тоже не спешат подключиться, считая, что не их это дело - регулировать деятельность российских фирм, зарегистрированных в России и обслуживающих российских граждан. Когда работа той или иной иммиграционной фирмы вступает в слишком уж явное противоречие с Уголовным кодексом, на сцене появляются всякие РУБОП - УБЭП, да и то не всегда. И обнародовать информацию эти структуры не спешат - дабы не спугнуть "пташку" раньше времени.
И пока суть да дело, иммиграционщики чувствуют себя совершенно вольготно, никем не контролируемые и никому не подотчетные. А их несчастные клиенты ломают голову над тем, как бы не влететь, не влипнуть, не вдряпаться в "историю с географией", выбираться из которой придется по большей части самостоятельно.
"ОДНОНАПРАВЛЕННЫЕ" И "МНОГОСТАНОЧНИКИ"
Статистических данных о том, сколько иммиграционных фирм работает сейчас в России, ясное дело, нет. В одной только Москве их, по самым скромным подсчетам, более двухсот. Еще около ста работает в Питере, да в остальных российских регионах в общей сложности - пара сотен. Если приплюсовать к этому туристические, образовательные и трудоустраивающие конторы, которые занимаются иммиграцией втихаря, не афишируя этот род своей деятельности, то на круг получится 600-700 компаний, к услугам которых может прибегнуть потенциальный эмигрант.
Среди собственно иммиграционных фирм есть те, которые занимаются только какой-нибудь одной страной: "Партнер" - Германией, адвокатские конторы Даниэля Реттера и Кеннета Уайта - Америкой, B. P. Immigration Service - Канадой, TISA-F и Futurum Tour - Чехией, Зодиак-Вест - Италией, R. K. Болгария - естественно, Болгарией и т. д. Как правило, все они являются представителями зарубежных иммиграционных фирм или частнопрактикующих адвокатов.
Нередко в рекламных объявлениях можно встретить иммиграционную связку из двух стран. Например, Канада-Аргентина, как у агентства Виза-Сервис, или США-Канада как у фирмы "Интелико". Иногда к этой паре добавляется нечто третье: скажем, у фирмы Business Management International это - США-Канада плюс Чехия. Объединение Штатов с Канадой в данном случае может объясняться разве что их территориальной близостью, поскольку иммиграционные законодательства этих стран существенно разнятся. Даже между профиммиграцией в Канаду и выездом в США по рабочей визе Н-1 - двумя вариантами, вполне подходящими для российских квалифицированных специалистов - дистанция огромного размера: в Канаду профи въезжают в иммиграционном статусе, в США - в рабочем, который еще предстоит поменять на иммиграционный. Объединение же Канады с Аргентиной, США с Чехией, Австралии с Францией и др. - это и вовсе произвольный выбор фирмы, в условиях жесткой конкуренции предпочитающей сосредоточиться на двух-трех направлениях.
Гораздо логичнее выглядит набор "Канада, Австралия, НоваяЗеландия", который предлагают клиентам I. C. Service, South Cross Immigration, ВИЗАВИ и некоторые другие. Канадское, австралийское и новозеландское иммиграционные законодательства действительно схожи, поэтому, поплутав вместе с консультантом в этих "трех соснах", сравнивая требования, сроки и цены, вы наверняка набредете на подходящий вариант.
А вот предложения по иммиграции во все или почти во все страны сразу способны вызвать искреннее изумление посвященного. Это ведь какой штат адвокатов и консультантов необходимо содержать, скажем, Международному аналитическому центру "Серебряный мир", чтобы на должном уровне "проводить" клиентов одновременно в Великобританию, Норвегию, Бельгию, Болгарию, Швейцарию, Францию, ЮАР, Новую Зеландию и Австралию.
Не менее напряженную жизнь, видимо, ведет и фирма "Щеглов и партнеры", предлагающая вниманию потенциальных эмигрантов Новую Зеландию, Германию, Венгрию, Грецию, Испанию и Аргентину. Фирма "Каюни", помимо собственно иммиграции в Канаду, Данию, Бельгию и опять же Аргентину, включила в перечень своих услуг помощь в оформлении рабочих виз в США, ЮАР и Иорданию и учебных - в Великобританию. А встречаются и вовсе забавные рекламные объявления: "Европа, США и др." (под "и др." явно подразумевается все на свете, включая пресловутую Аргентину).
Сложно однозначно ответить на вопрос, к услугам какой фирмы лучше прибегать - "однонаправленной" или "многогранной". С одной стороны, есть некая доля уверенности, что те, кто работает только с Германией, Чехией или Канадой, досконально изучили законодательство этого государства, знают все подводные камни и опасные течения и потому смогут провести ваше дело в лучшем виде. С другой стороны, у клиентов "однонаправленных" фирм сокращается выбор.
Клиенты фирм-"многостаночников" имеют больше шансов подобрать что-то подходящее из географического веера своего посредника. Но если раскинутая фирмой сеть накрывает собой чуть не всю планету, то не исключено, что и дырки в этой сети - в виде, например, не самой высокой степени компетентности сотрудников и не всеохватности их знаний в области зарубежного законодательства - будут очень большими. И тогда коллекция стран, перечисленных в рекламных объявлениях выбранной вами фирмы, для вас лично превратиться в коллекцию упущенных возможностей.
Имея в виду все вышесказанное, а также учитывая предполагаемое нижеизложенное: словом, самое время поговорить о том, как выбирать фирму-посредника.
РЕКЛАМА - ДВИГАТЕЛЬ ТОРГОВЛИ
С чего начинается выбор? В подавляющем большинстве случаев - с прочтения (реже прослушивания) рекламного объявления. Его текст много чего может рассказать о фирме, если, конечно, внимательно читать.
Казалось бы, элементарная вещь - реквизиты фирмы (название, адрес, телефон). Но сколько в них информации! До сих пор клюющие на все иностранное сограждане будут сильно разочарованы, когда узнают: звучащее не по-нашему название фирмы вовсе не гарантия того, что фирма является именно западной, и наоборот - русское название не обязательно выдает ее сугубо российскую принадлежность. Конечно, зарубежные адвокаты и адвокатские бюро открывают у нас свои представительства - и нет ничего удивительного в том, что в логотипе чешской фирмы TISA-F значатся латинские буквы, а американец Кеннет Уайт и в России указывает название своей фирмы по-английски - White & Associates. Впрочем, название московского представительства его коллеги, тоже американского адвоката Даниэля Реттера пишется по-русски - "Адвокатская контора Даниэля Реттера", и от этого г-н Реттер не становится ниже рангом. Но если, скажем, фирма VIP Service International решила писаться по-английски, то это еще не значит, что где-то за рубежом существует ее головной офис. Просто фирме так захотелось - для солидности, наверно. Но не более того.
Странноватыми для тренированного уха выглядят приписки к основному названию вроде "ведущая", "старейшая", "самая известная", "член Лиги иммиграционных адвокатов": Где старейшая? В чем ведущая? Какой такой Лиги? Нету ее на белом свете. А представитель канадской фирмы Apex Partners of Canada Inc. г-н Нури Кац в рекламе скромно указывает, что является "одним из основателей иммиграции из России в Канаду" и "по праву считается одним из лучших специалистов в области иммиграции в Канаду для граждан бывшего Советского Союза". Обалдеть можно!
Увы, не существует в России ни рейтингов, ни исследований, ни статистических данных, на которые можно опираться в вопросах определения - кто ведущий, кто старейший и кто основатель. Если там, за рубежом одна представленная в нашей стране фирма работает дольше, чем другая, то в России этот факт теряет всякое значение. В России все они появились в лучшем случае в начале 90-х, и вряд ли их предыдущий опыт так уж сильно помог в налаживании дела здесь.
Так что прочтите все эти высокие эпитеты, которыми фирмы сами себя награждают без зазрения совести, прочтите - и забудьте.
Адреса и телефоны - тоже вещь любопытная. Указание номера в Канаде, Америке или Франции выглядит, конечно, убойно и придает весомости рекламе. Но прежде, чем попадаться на эту удочку, имеет смысл поинтересоваться - а в каком, собственно, городе и районе находится то, за чем закреплен этот номер. Если бы клиенты "очень солидной" фирмы, именующей себя NVSC (National Visa Service Center) и предлагающей беспроигрышный вариант участия в американской визовой лотерее green card, это сделали, они бы обнаружили: по указанному в рекламе адресу просто по определению не может находиться ни одна уважающая себя юридическая компания. Да ее там и не было - самые дотошные проверяли. И адвоката Майкла Клайтона (для американца это имя и фамилия звучат столь же подозрительно, как для россиянина - адвокат Иван Сидоров) там никто никогда не видел. И телефон это не его. Вот если бы все это подопечные NVSC выяснили заранее, фирме не удалось бы провернуть свою вселенскую аферу, жертвами которой стали в 1999 году сотни людей по всему миру.
Дальше - собственно перечень предлагаемых фирмой услуг. Как только увидите надписи типа "профиммиграция в Канаду в течение 3 месяцев", "статус беженца на европейском Севере", "бизнес-иммиграция в Австралию - всего за $3.000", забудьте название этой фирмы и никогда его больше не вспоминайте. Потому что уехать в Канаду за 3 месяца невозможно: любой уважающий себя адвокат скажет вам, что одного только интервью в посольстве, которое теперь является обязательным даже для супервостребованных компьютерщиков, вы будете в лучшем случае ждать 6-8 месяцев, в худшем - год и более. И бизнес-иммиграция в Австралию обходится минимум в $160.000, а за $3.000 вы только долететь до Австралии сможете, и то не всей семьей.
Ну а про статус беженца даже говорить глупо, потому что только дремучие старухи в глухих российских деревнях не знают: этого статуса россиянам практически никогда не предоставляют ни на севере Европы, ни в других странах. Исключение для избранных категорий российских граждан делают Штаты - но про это лучше сразу забыть, потому что 99,9% наших соотечественников к этим избранным не относится.
Особливо осторожно стоит относиться к рекламе фирм, предлагающих иммиграцию в страны, о существовании которых многие раньше даже не догадывались. Или догадывались, но до конца не верили - пока, собственно, не наткнулись на эту самую рекламу. Тувалу, Вануату, Тринидад и Тобаго - названия ласкают российское ухо не хуже Рабиндраната Тагора. Беда только в том, что на поверку выясняется: диппредставительств и вообще никаких представительств этих загадочных стран в России нет, про их иммиграционные правила никто слыхом не слыхивал и получить внятное представление об их иммиграционной политике если где и можно, то только в самих этих государствах. Даже Интернет в этом случае вам не помощник: у большинства "маленьких" нет ни средств, ни желания открывать сайты с целью просвещения потенциальных переселенцев из России, которая им кажется не менее мифической.
У фирм, предлагающих иммиграцию в Тувалу, Вануату, Доминиканскую Республику и прочие малоизвестные государства, в рекламе - в качестве приманки - как правило указано: безвизовый въезд в большинство стран мира, в том числе в США, Великобританию, Шенгены. Как известно, когда нельзя проверить, приходится верить на слово или не верить вовсе. И безвизовый въезд, который по идее гарантирован гражданам стран, входящих в Британское содружество, во многие государства мира, и прежде всего в Великобританию, на поверку оказывается не таким уж простым. Да вы сами представьте: какой вы, к черту, тувалиец или вануатец с вашим носом картошкой и волосами соломенного цвета? И в Великобритании, и в Шенгенах, и в Японии пограничники долго и придирчиво будут выяснять, почему это у вас в кармане "чужой" паспорт. (Хотя нам-то, россиянам, как раз понятно, почему: в стране, где никто никому ничего не гарантирует, кроме гадостей, всегда хорошо иметь в запасе второй паспорт - хоть какой-нибудь страны, куда в случае чего можно быстро уехать.)
Мы это все к тому говорим, что даже из текста рекламного объявления можно заключить - делать первый шаг навстречу приглянувшейся вам фирме или обойти ее вниманием. Предположим, первоначально вы ничего подозрительного не обнаружили и решили кинуть пробный шар - наведаться в фирму. Тут вам предстоит отбросить ложный стыд, хотя бы ненадолго отрешиться от интеллигентских привычек и окунуться в сладостный мир документации и статистики.
В ИММИГРАЦИОННОЙ ФИРМЕ ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕКРАСНО: И ЛИЦО, И ОДЕЖДА:
Итак, первое, на что обращает внимание любой человек, появившийся в новом месте - его, места, внешний вид. Вопреки распространенному мнению, иммиграционные фирмы не всегда купаются в золоте, поэтому в самом факте того, что офис обставлен скромно, нет ничего настораживающего. Редко какая иммиграционная фирма имеет в распоряжении собственное здание - большинство делит крышу с туристическими, нотариальными, торговыми и Бог знает какими еще конторами. Конечно, если иммиграционный офис расположен в женской бане, а из мебели в нем одна секретарша, сидящая на колченогой табуретке за обшарпанным столом, - это подозрительно. Но такого, по крайней мере, в Москве, уже давно не бывает.
И даже более того: фирмы, уже заслужившие себе имя и приобретшие клиентуру, не кичатся роскошью обстановки. Зайдите к Даниэлю Реттеру на проспект Вернардского, в "Партнер" на Арбат, в B. P. Immigration Service на Ленинский проспект, в "Зодиак-Вест" на Первый Хвостов переулок - ничего шокирующего вы там не увидите, офис как офис. Так что внешняя отделка помещения еще ни о чем не говорит: у "Гротти" вон-а какой был офис - так где теперь "Гротти" вместе с офисом своим?
Второе, что может поразить воображение, - обилие красивых бумаг с тиснением, вставленных в рамку и развешанных по всей конторе. Среди них вполне могут быть солидные документы, - например, подтверждающие, что глава фирмы действительно является членом Ассоциации иммиграционных адвокатов Канады или США. А могут быть ничего не значащие фитюльки. Поскольку оценить степень значимости развешанной красоты большинство все равно не в состоянии, советуем просто не обращать на красоту внимания - будто нет ее вовсе.
Вот так, равнодушно взирая на призванное подхлестнуть ваш интерес великолепие, вы наконец-то оказываетесь тет-а-тет с адвокатом, консультантом, словом, с тем человеком, который ведет прием. Не стесняйтесь (помните, природную скованность интеллигента вы оставили за порогом) и прежде, чем приступать к сути дела, попросите показать вам некоторые документы - свидетельство о регистрации фирмы (причем, оригинал, а не копию, даже нотариально заверенную), устав фирмы, типовой проект договора. Если отказывают - немедленно разворачивайтесь: в дальнейшем эти конспираторы могут скрыть от вас и куда более существенную информацию.
Если к вам в руки все же попало свидетельство о регистрации - посмотрите на дату его выдачи. Срок работы иммиграционной фирмы считается одним из самых надежных критериев отбора. И, в общем-то, правильно: фирме с многолетним (4,5 и более лет) стажем доверия больше - жулики столько не живут, "сваливают" гораздо раньше. (Например, максимальный срок рассмотрения документов в Канаду - 2 года, стало быть "кидалам" надо успеть исчезнуть до истечения этого срока.) И на ваш следующий вопрос о числе дел, доведенных до победного конца, фирма-долгожитель найдет что ответить и чем свой ответ подкрепить. Что, собственно, и делают I. C. Service, Адвокатская контора Даниэля Реттера, Виза-Сервис, B. P. Immigration Service, компания Нури Каца и другие фирмы, работающие в России с начала 90-х годов.
Что касается устава фирмы, помните: у серьезных контор вся иммиграционная часть работы расписана в деталях, у несерьезных оговорена парой строк - "деятельность, не противоречащая российскому законодательству". Пусть последние не противоречат без вас.
УЕХАТЬ - МОЖНО. НО ДЕНЬГИ ВПЕРЕД
Отдельная тема - система оплаты услуг. Подавляющее большинство фирм пользуется следующей схемой: частичная предоплата, а затем оплата по этапам. При этом первую консультацию многие фирмы проводят бесплатно, что позволяет клиентам без материальных затрат, во-первых, определиться в выборе фирмы, а, во-вторых, хотя бы примерно оценить свои шансы на иммиграцию.
Есть избранные фирмы - например, B. P. Immigration Service, - которые вообще никаких денег вперед не берут, а рассчитываются с клиентом только после получения им иммиграционной визы. Это, конечно, свидетельство высшего пилотажа - значит, фирма берется только за дела, которые реально может довести до победного конца.
В то же время найдется немало фирм, которые ценят себя так высоко, что требуют плату даже за первичную консультацию. Особо эта практика распространена в провинции среди мелких иммиграционных контор. По их мнению, все "крутые" западные адвокаты только так и поступают. Кроме того, есть подспудная мотивация: клиенты обойдут бесплатно 25 фирм, соберут всю необходимую информацию, а потом самостоятельно подают документы в посольство. А фирмам с этого никакого навару - одно только потраченное время.
Фирмы, конечно, понять можно. Но крохоборство, прямо скажем, не украшает. Срубать с клиентуры по 100, 200, 300 рублей за ни к чему не обязывающий разговор - как-то это неэлегантно. Тем более, что в иммиграционной области обычно оперируют несколько иными суммами.
Средние расценки на услуги иммиграционных фирм, работающих на канадском или американском направлениях, - $$4.000-6.000. Иммиграция в Австралию и Новую Зеландию обходится примерно во столько же. Однако, если услуги предоставляет не адвокат, а всего лишь консультант, расценки могут быть и ниже, особенно если фирма решит демпинговать.
Правда, у этой дешевизны есть своя цена. Во-первых, консультант, как правило, менее юридически подкован, чем адвокат. Во-вторых, в случае, если дело дойдет до подачи апелляции и рассмотрения дела в суде, консультант вам не помощник - представлять ваши интересы в суде может только адвокат. Наконец, в-третьих, получить обратно свои деньги с консультанта очень сложно, практически невозможно. Адвокат в случае чего рискует потерять лицензию, вылететь из Ассоциации и т. д. Консультант же не рискует практически ничем. Поэтому помните: разочарование от низкого качества длится дольше, чем радость от низкой цены.
Расценки на услуги немецких юристов установлены Федеральным законом о вознаграждении адвокатских услуг в ФРГ. При этом по закону адвокат может брать с клиента согласно указанному тарифу или больше, но никогда меньше. Вот и считайте: скажем, в среднем по ходу дела адвокат составляет 4-5 заявлений, каждое из которых по тарифу оценивается в DM500, что в сумме уже составляет DM2.000-2.500. Поэтому если фирма предлагает вам выезд в Германию за DM1.000, то она либо врет, что имеет дело с немецким адвокатом, либо работает с бездельником, который палец о палец не собирается ударять ради вас.
Одним словом, в иммиграции - как в шопинге: дешево - не всегда хорошо. Тем более, что может получиться и так: по ходу дела вам придется раскошеливаться на массу дополнительных услуг, так что конечная сумма, которую вы заплатите фирме-"дешевке" немногим будет отличаться от суммы, в которую вылилась бы плата за работу "дорогой" фирмы.
ЧТОБЫ НЕ БЫЛО МУЧИТЕЛЬНО БОЛЬНО Achtung! Вопрос, на котором необходимо остановиться особо. Представьте себе, что вы пришли в фирму, показали ее сотрудникам свои документы и в ответ услышали примерно следующее: "Н-да: Программист вы, кажется, отменный, только дипломчик-то у вас подкачал - непрофильный, не того института! Ну, ничего, дипломчик мы вам выправим - какой надо и в лучшем виде. Не волнуйтесь - нам не впервой:"
Самый правильный ответ на подобное предложение - развернуться и уйти. Конечно, очень обидно, если ваши иммиграционные планы рушатся из-за нехватки записей в трудовой книжке или из-за диплома не того вуза. Но если фирма предлагает пойти на подлог, представив в консулат "липовые" документы, то не исключено, что вас в конце концов "кинут" точно так же, как сейчас "кидают" посольство.
Кроме того, в посольствах тоже не дураки сидят и на выявлении подделок тамошние чиновники уже собаку съели. Так что, скорее всего вашу хитрость обнаружат и боком она выйдет только вам: деньги потрачены зря, в визе отказано да плюс ваша фамилия - в "черном" списке.
ГАРАНТИЯ - ТОЖЕ СПОСОБ ОБМАНА
Все, о чем мы говорили до сих пор, - вещи, лежащие на поверхности, документально подтверждаемые, проверяемые и т. д. Но в договоре ни одной солидной фирмы вы не найдете даже упоминания о сроках. И это правильно, поскольку никакая уважающая себя и своих клиентов фирма не возьмет на себя обязательств, выполнение которых невозможно гарантировать.
Дело в том, что сроки иммиграционного процесса прежде всего зависят от решений госструктур принимающей страны. Быстро ли Служба иммиграции и натурализации (СИН) США рассмотрит ваши документы, как скоро канадский консулат пришлет приглашение на интервью, сколько времени уйдет у федерального чиновника Германии на решение вашего вопроса - все это находится вне сферы деятельности вашего иммиграционного посредника. Ни одна фирма не в состоянии повлиять на темпы работы государственных чиновников.
Максимум, который может позволить себе серьезная фирма, работающая, например, с Канадой, - указать в договоре срок 26 месяцев (именно таков, по канадским законам, предельный срок, отведенный посольствам для рассмотрения документов). А работающая с Германией не может и этого: в зависимости от того, какая федеральная земля ФРГ занимается документами того или иного потенциального переселенца, сроки могут быть от 7 месяцев до 5 лет. Поэтому если в рекламном проспекте или даже в договоре содержатся какие-то гарантийные обязательства по срокам, знайте - вас обманывают. Сроки находятся вне "пределов досягаемости" иммиграционных фирм, поэтому если где и могут быть указаны, то только в устной беседе - и то лишь как примерный ориентир.
Аналогичный образом обстоят дела с гарантией получения иммиграционной визы. Вы же взрослые люди и должны понимать: гарантий в данном случае не может дать даже Госстрах. Даже если фирма имеет личных друзей среди сотрудников посольства, к делу это не подошьешь и в договор не запишешь. Заявления о гарантиях - не более, чем неловкий рекламный ход.
Следует иметь в виду и еще одно обстоятельство: в момент выбора фирмы клиенту трудно, практически невозможно определить, насколько грамотно она будет вести его дело. Конечный результат зависит не только от того, насколько фирмой били соблюдены формальности - все ли документы собраны, в срок ли поданы и т. д. Не менее важно, как фирма представила дело своего клиента, сумела ли "выпятить" его сильные стороны и "затенить" слабые, учла ли менталитет канадцев, американцев или чехов, которым предстоит принимать решения: В общем, насколько талантливо и ответственно сотрудники фирмы осуществили свои профессиональные обязанности.
Отрицательным примером в данном случае могут служить дела фирмы "Юджин Риц", недавно исчезнувшей с российского рынка. Ее клиентам пришлось спешно искать новых посредников. Как выяснилось, формально все документы своих подопечных "Юджин Риц" действительно подавала в посольство. Другой вопрос - как были подготовлены эти документы. В большинстве случае - абы как. Теперь "обманутые вкладчики" и их нынешние фирмы-посредники вынуждены исправлять ошибки. Что, сами понимаете, гораздо сложнее, чем с самого начала вести дело грамотно. Рассказы бывалых